Как утеплить ворота гаража изнутри своими руками: проверенные способы Как утеплить ворота гаража изнутри своими руками: проверенные способы

Утепление гаражных ворот изнутри

Время чтения ≈ 12 минут

Большинство счастливых обладателей частного помещения для своего автомобиля задаются вопросом о том, как своими руками утеплить ворота гаража изнутри и на это есть причины. Сейчас очень редко можно встретить деревянные створки – стальной лист гораздо надёжнее и долговечнее, но ни для кого не секрет, что зайдя зимой в гараж, на металле с внутренней стороны можно увидеть иней, а иногда даже наледь. Это понятно, ведь металл имеет очень большую теплопроводность – 50 Вт/(м·К), а разная древесина от 0,18 до 0,25 Вт/(м·К), то есть, в два раза меньше.

Выбор утеплителя

Прежде чем взяться за утепление гаражных ворот, нужно правильно подобрать изоляционный материал, так как в данном случае можно использовать не всякий из них. Безусловно, это внутренние работы, но в большинстве случаев гаражи относятся к разряду помещений с повышенной влажностью. Возможно, это кого-то удивит, но там влажность воздуха такая же, как и на улице, за исключением атмосферных осадков.

Минеральная вата

Утепление гаражных ворот изнутри

Минвату производят в матах и рулонах, с фольгированным покрытием и без него

Под понятием «минеральная вата» подразумевается три разных, хотя и похожих по структуре изолятора. Но они изготовлены из разных исходных материалов, следовательно, имеют разные характеристики, поэтому рассмотрим их подробнее.

Стекловата

Утепление гаражных ворот изнутри

Так выглядит стекловата

Для изготовления такого утеплителя обычно используют расплав битого стекла, либо материалов из которых его получают, но технология здесь несколько меняется. Расплавленную до 1400°C субстанцию (жидкое стекло) помещают в центрифугу и под давлением раздувают паром, превращая в тончайшие нити. Затем их обрабатывают полимером фенол-альдегида и дальше на конвейере происходит процесс выравнивания. По сути, это распушенное стекло с высокой устойчивостью к влажному воздуху и теплопроводностью от 0,03 до 0,052 Вт/м·К.

Узнав о таких характеристиках, автовладелец может решиться на её использование для своего гаража, но будет неверно не упомянуть и о других аспектах такого материала. Любое стекло, не говоря уже о вспушенном, относится к хрупким инстанциями и волокна стекловаты, несмотря на добавку полимера, чрезвычайно ломкие и укладка материала сопровождается стеклянной пылью. Попадая на кожные ткани она вызывает раздражение и зуд, поражает глаза и органы дыхания (не смертельно, но до ужаса неприятно). Следовательно, монтажные работы с ней можно  проводить только в спецодежде с длинными рукавами, головном уборе, перчатках, респираторе и защитных очках.

Шлаковата

Утепление гаражных ворот изнутри

Шлаковата, как правило, имеет грязный цвет доменного шлака

Теплоизоляционный материал получают из расплавов доменного шлака, где, как вы понимаете, выплавляют металл и волокна, из которых состоит мат или рулон, тоже насыщены остаточными частичками железа. Если говорить о теплопроводности, то этот показатель примерно такой же, как у стекловаты и составляет от 0,046 до 0,048 Вт/м·К и если исходит только из этих параметров, то такую изоляцию использовать можно, но… Её гигроскопичность имеет коэффициент 1,9, то есть, 1,9%/час от общей массы. Это очень много, к тому же, мелкие частички железа подвергаются коррозии от чего утеплитель проседает и утрачивает свои защитные качества. В настоящее время используется очень редко, да и то, только в сухих помещениях.

Камневата

Утепление гаражных ворот изнутри

Базальтовая вата в матах и рулонах с фольгированием

Каменную вату очень часто называют базальтовой, так как её производят из расплавов застывших вулканических пород, то есть, базальта. Сразу стоит обратить внимание именно на этот материал. Во-первых, для самостоятельной укладки из защитных средств нужны только перчатки, да и то некоторые ними пренебрегают (кожа у всех разная). Во-вторых, она практически не реагирует на влагу (не утрачивает свои качества). В-третьих, теплопроводность базальтовой ваты в зависимости от плотности и производителя составляет от 0,031 до 0,041 Вт/м·К. По сути, это самый лучший вариант из трёх видов данной продукции.

Совет. При покупке базальтовой ваты производитель не так уж важен, так как здесь показатели в ваттах на метр по Келвину, но если этот показатель перенести на 10 см, то разница окажется ничтожной.

Тестирование  минваты от разных производителей

Пенопласт

Утепление гаражных ворот изнутри

Такой материал, как пенопласт известен большинству людей

Это вспененный полистирол, известен так же, как пенополистирол, а чаще всего, как пенопласт. Его маркировка может отличаться аббревиатурой, это ПСБ или ПСБ-С, где литера «С» указывает на то что ПСБ обработан антипиреном и является самозатухающим или негорючим материалом. Различается по объёмной плотности (кг/м3), это ПСБ-С-15, ПСБ-С-25 и ПСБ-С-35, где теплопроводность составляет 0,045 Вт/м·К, 0,041 Вт/м·К и 0,038 Вт/м·К соответственно. В бытовой сфере ограничиваются 15-тыми и 25-тыми панелями, из которых первые несколько дешевле, но при раскрое от низ очень много мусора в виде рассыпающихся наэлектризованных гранул, которые пристают к рукам, щётке или венику. Если говорить о гаражных воротах, то 25-ый пенопласт, это отличный материал для утепления, тем более, что его попросту можно приклеить монтажной пеной.

Экструдированный пенополистирол

Утепление гаражных ворот изнутри

Экструдированный пенополистирол, известный также, как ЭППС, ПЕНОПЛЕКС и ТЕХНОНИКОЛЬ

Визуально по структуре он очень похож на пенопласт, но производится методом экструзии, то есть, пластик пропускают через экструдер с добавлением вспенивающего агента и формуют в панели нужной толщины, где, как правило, по периметру есть односторонняя фаска. Сразу хочу ответить людям, которые либо не понимают, либо умышленно очерняют этот утеплитель, утверждая, что он поглощает влагу быстрее пенопласта и минеральной ваты, так вот, его паропроницаемость составляет всего 0,011-0,0128 мг/(м*ч*Па), а при полном погружении в воду 0,2-0,4% от общего удельного веса.

Это говорит о том, что его можно укладывать без какой-либо гидроизоляции!

Плотность той же ТЕХНОНИКОЛЬ (хотя другие марки практически не отличаются) составляет от 25 до 45 кг/м3, так что панели с 45-ой плотностью используют для утепления взлётных полос, а даже по самой низкой 25-ой можно ходить в обуви, не опасаясь технических повреждений. В среднем теплопроводность ЭППС составляет 0,029-0,034 Вт/м·К, а это самый лучший показатель из всех, используемых в строительстве материалов. Единственным недостатком можно назвать более высокую стоимость, нежели у других утеплителей, но это полностью компенсируется его достоинствами. Так что для гаражных ворот и дверей лучшего варианта не найти!

Примечание. Здесь ничего не сказано про обшивку после утепления, но могу посоветовать влагостойкую или ламинированную фанеру, либо ориентировано-стружечную плиту 3-го класса (USB-3) – это тоже утеплители.

Утепление гаражных металлических ворот

Переходим к инструкции, как утеплить ворота гаража изнутри своими руками и чтобы не останавливаться на описании каждой детали в отдельности, что больше нужно для подростков, нежели для автовладельцев, остановимся на основных моментах утепления. Сюда войдут:

  • какие ещё понадобятся материалы;
  • подбор необходимых инструментов для работы;
  • как подготовить створки;
  • монтаж обрешётки;
  • установка утеплителя;
  • черновая обшивка внутренней части.

Какие ещё понадобятся материалы

С утеплителем всё понятно – выберите самостоятельно, но помимо этого понадобятся и другие материалы:

  • бруски 50×50 мм, но можно изменить сечение по толщине утеплителя:
  • черновая обшивка: фанера, ОСП (по желанию);
  • краска;
  • саморезы по дереву;
  • монтажная пена;
  • армирующий клей, если будет использована минеральная вата.

Инструменты

По сути, инструменты можно подобрать даже для не электрифицированного гаража, но если есть  ̴220 V, то можно некоторые заменить:

  • шуруповёрт с насадками и свёрлами;
  • ножовка по дереву;
  • щётка по металлу;
  • малярный нож;
  • малярная кисть;
  • рулетка, карандаш.

Как подготовить створки

В данном случае всё просто – нужно избавиться от всего, что может помешать адгезии при монтаже утеплителя и самое сложное — удаление вздувающейся краски на металле. Это лучше всего сделать щёткой по металлу (если использовать наждачную бумагу, то потратите много лишнего времени). Снимайте только ту краску, которая плохо держится – или вздулась или растрескалась. После этого очистите полотно от масляных пятен – для этого вполне подойдёт бензин или соляр, который вне сомнения найдётся в любом гараже.

Теперь о рейках, и здесь можно пойти двумя путями – укрепить бруски некрашеными либо покрасить и второй вариант лучше первого в любом случае. Абсолютно всё равно, какой будет краска, лишь бы она была по дереву – подойдёт даже антисептик или глифталиевая краска (ГФ используют обычно в качестве грунтовки). Но это лучше сделать за день-два до начала работ, чтобы краска просохла – эта мера нужна для защиты древесины.

Монтаж обрешётки

Утепление гаражных ворот изнутри

Установка деревянной обрешётки с внутренней стороны

Любая гаражная створка имеет рёбра жёсткости и чаще всего, это уголки 40×40 или 50×50 мм, но могут быть использованы и трубчатые профили прямоугольного или квадратного сечения. Но в данном случае со стороны технологии это ничего не меняет, разве что второй вариант слегка усложнит задачу в техническом отношении. Для того чтобы закрепить бруски на металлическом полотне, в этих рёбрах нужно просверлить отверстия, диаметр которых зависит от диаметра саморезов. Расстояние между отверстиями 40-50 см, но по краям профиля они нужны обязательно. На диагональных рёбрах монтажные отверстия не нужны, так как реек там не будет.

Бруски старайтесь подгонять и прикручивать так, чтобы на стыках (они обычно по углам) не оставалось зазоров, но если такое случится, то не особо расстраивайтесь – их всегда можно задуть монтажной пеной. В том случае, когда рёбра жёсткости сделаны из очень широкого профиля, например, 40×60 мм, приваренного плашмя, то справится с задачей будет сложнее и если это поставило вас в тупик – идите другим путём.

Монтажные отверстия можно просверлить сквозь лист и прикручивать рейки с наружной стороны, но для этого обязательно понадобятся саморезы по дереву с нержавеющим покрытием – они либо белого, либо жёлтого цвета.

Примечание. Это касается тех, кто намерен работать не электродрелью, а шуруповёртом. Вам придётся просверлить порядка 80-100 отверстий и если аккумуляторы слабые, то в холодное время, даже без мороза, вам не хватит даже 2-ух штук. Если же работа будет производиться аккумуляторными дрелями типа Bosch или Makinfa, то для такой нагрузки достаточно одного аккумулятора.

Установка утеплителя

Теперь самое главное, это точно раскроить утеплитель, особенно, когда на створке присутствует диагональное ребро жесткости, но для этого у вас есть малярный нож и рулетка. Совершенно безразлично, с какой стороны начинать монтаж, справа или слева, снизу или сверху – самое главное, чтобы с большей панели или даже с целой, например, с пенопласта 1000×1000 мм или с ЭППС 1200×600 мм, но здесь уже, «как карта ляжет». Резать пеноплекс, пенопласт или минвату лучше всего под линейку – такой длины ровный предмет обычно имеется в каждом гараже, если его используют не только для хранения картофеля, но и для машины и разного ремонта для дома.

 

Утепление гаражных ворот изнутри

Клей хорошо заменяет монтажная пена

Примерьте нужный фрагмент на место установки и убедитесь, что вы вырезали его по размерам – если оказался больше, то можно подрезать, а меньше, то можно задуть монтажной пеной зазор до 15 и даже 20 мм. Если получится щель ещё больше, то её лучше заделать полосками из того же материала. Положите фрагмент на пол и нанесите на него несколько полос пены на расстоянии не более 10см, хотя лучше ещё меньше и по периметру. Затем приставьте его на нужное место и удержите в течение 20-30 секунд (обычно этого достаточно).

Когда убедитесь, что он не отпадёт, приступайте к замеру следующего фрагмента, а после его раскроя опять таки нанесите пену и приклейте на нужное место и так до самого конца, пока полностью не закроете створку. Незакрытыми останутся рёбра жёсткости, а это действенные мостики холода, следовательно, эти промежутки, а также все оставшиеся зазоры задуйте монтажной пеной.

Примечание. В том случае, если утепление будет делаться минеральной ватой, понадобится специальный армирующий клей. Но когда минвата фольгирована, то можно пойти другим путём – приклеить её на фольгу монтажной пеной.

Черновая обшивка

Утепление гаражных ворот изнутри

Обшивка ворот в гараже изнутри ОСП

Осталась самая простая часть работы – обшивка внутренней части поверх утеплителя каким-либо листовым материалом. Скорее всего, это будет ориентировано-стружечная плита 3-го класса либо ламинированная или влагостойкая фанера. Для раскроя таких больших панелей понадобится, как минимум, два табурета, хотя если в гараже есть яма, то это самый лучший вариант в любом случае. Размечаете лист, кладёте его так, чтобы отрезаемая часть оказалась над ямой и пилите. Затем прикручиваете его саморезами по дереву к обрешётке, следя за тем, чтобы все стыки примыкали, как можно плотнее. Всё.

Примечание. При желании вместо листового материала можно использовать деревянную вагонку и если вам интересует эстетическая сторона вопроса, то это лучший вариант.

Видео с утеплением старых гаражных ворот

Заключение

Ну, как вы считаете, утеплить ворота гаража изнутри своими руками, это сложно или просто? Скорее всего, последнее, но для этого понадобится, как минимум, целый день, не считая закупки материалов. Тем не менее, здесь не нужно особое мастерство и даже когда человек не занимался аналогичными работами, ему это под силу!